Ребенок рождается беспомощным. Он еще не умеет ходить, бегать, в совершенстве владеть своим телом. Тем не менее, еще в утробе мамы он уже двигается и совершает рефлекторные движения. Сосет пальчик, двигает ручками и ножками, переворачивается и толкается.
В ребенке природой заложен потенциал, который развивается постоянными тренировками мускульного аппарата.
Как влияет движение на развитие детей дошкольного возраста
Что происходит с ребенком в этом периоде?
Это – осознание себя и анатомии тела. Это – исследование границ и функций своих органов.
Природа создала детей такими, что в них заложено стремление двигаться. Если нет движения, то не развивается отдел мозга, который отвечает за это движение. Как следствие – не развивается координация. Дети прыгают, кувыркаются, бегают, падают и повторяют это снова и снова. Таким образом, они насыщают организм кислородом, необходимым для развития головного мозга.
Родители, помните, что умственное развитие ребенка до трех лет происходит за счет движений. Если малыш сидит, не двигается, значит он не развивается. Он не познает мир.
Дети не обучаются, если они пассивные слушатели. Им важно быть участниками процесса. А еще через движение они приобретают опыт.
Способности ребенка улучшаются и оттачиваются в повторении одних и тех же операций.
Через движения ребенок познает мир.
Работая с детьми от года, я поражаюсь упорству и настойчивости малышей. Каждый день ребенок выбирает для себя ту работу, в которой нуждается. Он снова и снова повторяет одинаковые движения. Малыш оттачивает новое умение и доводит его до совершенства.
Как я могу помочь своему ребенку
В этот момент очень важно взрослому не вмешиваться, а наблюдать. И понять в чем нуждается ребенок. Какой период развития он проходит?
Наблюдая за родителями и детьми, вижу картину, которая меня расстраивает. Все чаще родители уделяют внимание умственному развитию и забывают о развитии движений.
В итоге, дети не владеют телом, рукой. Получаем затем сложности в школе, проблемы со здоровьем.
До трех лет дети совершенствуют «крупную моторику». Важно создать такие условия развития ребенка, в которых реализуются его физиологические потребности в движении. Шалва Амонашвили сравнивает природу ребенка с явлениями природы.
Мы ведь не говорим солнцу, чтобы оно не светило. А малышу говорим: «Не бегай! Постой! Замолчи! Не прыгай! Перестань кружиться!».
А ребенок еще умеет слышать свои потребности. Он не навредит себе. Он прыгает столько, сколько ему нужно. Поднимает столько, сколько способен поднять. Кружится, чтобы понять, когда надо остановиться.
Через какие игры развивается движение детей
Физическое развитие детей возможно в свободе. В условиях, когда ребенок сам выбирает физическую нагрузку.
На детской площадке вижу одних детей, которых родители никак не снимут с качели. И других детей – эти даже подходить к качелям не хотят. И здесь важно понимать, что это не капризы. Вестибулярный аппарат этого ребенка еще не созрел.
Процесс физического воспитания строится на предложении игр и игрушек, которые развивают различные группы мышц. Мячи, кегли, спортивные уголки и блоки, велосипеды, самокаты. Юла, машинки, каталки, балансиры, батут. А еще все то, что ребенка заинтересовало. Если он скатывает бутылку с горки и никому при этом не мешает, то почему бы и нет?
Помните, что принципы воспитания строятся с учетом физиологии развития малышей.
А еще движения и физическая нагрузка – это способ сбросить эмоциональное напряжение.
И проблем с малышом будет меньше, если он вдоволь нагуляется.
Коллеги из Кропивницкого детского сада (ранее Кировоградского) провели эксперимент.
Они попросили родителей на протяжении двух месяцев водить и забирать детей из сада пешком. В результате поведение 80% детей улучшилось. Дети стали сконцентрированы и внимательны.
Обращаю внимание родителей на то, что до трех лет детям нравится повторять за взрослыми.
В этом возрасте у малыша есть потребность участвовать в жизни взрослого. Мыть, стирать, гладить как мама. Прибивать, крутить,переносить как папа. Дети охотно соглашаются помогать родителям. И пусть после этой помощи убирать придется маме. Зато ребенок развивается и получает бесценный опыт.
Ведь движение – это жизнь!
Вспомните, как вы были детьми. Скатывайтесь с горки, танцуйте, перепрыгивайте через веревку, бегайте, играйте и веселитесь!
Радостного вам родительства!