Родители часто говорят: «У него такой характер с рождения».
Но характер формируется постепенно. А вот фундамент для формирования характера, действительно, закладывается с рождения и даже ранее – с утробы матери.
Ведь что такое характер? Это поведенческие привычки.
Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
Протагор
То, что родители принимают за характер в самом начале жизни ребенка, есть проявление качества функционирования организма ребенка в целом, и его нервной системы в частности.
Допустим, ребенка мучают колики. Как тогда проявляет себя ребенок? Он крикливый, плаксивый.
Также, если у ребенка повышенный тонус, ему трудно заснуть. Есть дети «требовательные», которых невозможно уложить спать. Таких детей надо все время качать или носить «столбиком», как говорят родители. Такие дети беспокойны, капризны.
Характер? Нет!
Это проявление плохого венозного оттока из головного мозга, показатель того что шейные позвонки ущемляют кровеносные сосуды.
В положении лежа кровь приливает в голову, вызывая головные боли, шум в ушах, повышение внутричерепного давления. Только в вертикальном положении ребенок чувствует облегчение.
А вот тихий ребенок – золотое дитя.
А невролог говорит, что у него снижен тонус мышц. Каким будет в дальнейшем? Вялым, хилым, апатичным, инертным. Будет медленно развиваться физически. Будет истощимым, ему сложно будет переносить учебные нагрузки.
Говоря «характер ребенка» нужно обязательно учесть этапы развития мозга и нервной системы.
Первый этап развития «характера» внутриутробный.
Именно в утробе начинает работать первый из отделов головного мозга – ствол. Он подымается из спинного мозга, и на нем, как на ножке гриба, держится шляпка – кора больших полушарий.
Ствол мозга отвечает за все процессы подержания жизни. Ствол называют еще рептилийным мозгом, т. к. рептилии на нем ограничились в своем развитии.
И этот отдел дает нам такие проявления: чувство удовольствия — неудовольствия, хочу-не хочу, лень, страх, гнев, агрессия и упрямство.
У крокодила очень сложный характер. Он лениво, из-за недостатка энергии, лежит на солнышке иполучает удовольствие. Но попробуйте «наступить ему на хвост», и вы увидите упрямство, агрессию (обратную сторону страха).
К 1 году «в игру» вступает лимбическая система, которая вносит свои черты. Это симбиоз с мамой (привязка, которая к 3-5 годам должна уменьшиться), привязка к территории (отсюда боязнь новых мест),эмоциональная подвижность (частые смены настроения). А еще капризный характер, со страхами новизны и плохой социальной адаптацией.
Откуда берется сложный характер ребенка?
Если:
- беременность была тяжелой и сопровождалась токсикозами, отеками, анемией, болезнями, угрозой прерывания, стрессами;
- роды были стремительными или затяжными (с кесарево, обвитием пуповиной, гипоксией, родовой травмой) ;
- у ребенка кривошея, тремор, повышенный или пониженный тонус, ПЭП, ММД, синдром двигательных нарушений.
В таких случаях поведенческие проявления, диктуемые рептилийным мозгом и лимбической системой, могут стать ведущими.
То есть вы будите постоянно с ними сталкиваться, они будут входить в привычку. А чертыхарактера – это набор привычек.
Почему?
Потому что мозг в силу всего вышеперечисленного «зависает» на этом уровне функционирования.
Это «зависание» и определяет психологическое развитие ребенка.
Как сказала одна мама: «Я поняла – это упрямство не из характера, а из анамнеза» (анамнез – история развития ребенка).
При этом у ребенка бывает высокий интеллект, но кора мозга не справляется с руководством подкоркой (стволом мозга и лимбической системой).
Когда развитие проходит правильно, то кора больших полушарий (а именно лоб), берет на себя функцию контроля за «шалостями» подкорки.
Важным условием этого будет своевременное и качественное развитие речи. Самоконтроль над поведением и эмоциями осуществляется с помощью внутренней речи.
Конечно, есть наследуемые черты характера. Это когда говорят «папа такой же». Но нужно спросить у бабушки, как обстояли дела во младенчестве у папы?
Хорошая новость: характер можно менять.
Мозг ребенка пластичен. Конечно, это делается не руганью и поркой. Этим вы тоже будете закладывать определенные привычки = черты характера.
Ведь ваши реакции закрепляют эти поведенческие привычки.
Как правильно скорректировать характер ребенка подскажет детская нейропсихология. Когда ребенок проходит курс нейропсихологической коррекции, то куда-то девается сложный характер.