Этот вопрос, пожалуй, знаком каждой маме. «Ну почему же малыш не бережёт игрушки, не ценит, а просто трощит направо и налево?». Первые ответы, которые приходят на ум, не способны решить вопрос:
— издержки воспитания;
— просто скучно;
— не умеет играть;
— не ценит и т.д.
Мы одариваем ребенка, стараясь разнообразить его времяпровождение, удивить, порадовать, помочь в развитии. Удивляемся, если любимое чадо небрежно использует игрушки, ломает и не играет так, как мы это представляем.
К примеру:
— машина врезается в стену, в другую машину;
— куклы остаются без одежды, частей тела;
— книги валяются в углу со рваными страницами и т.д.
На первых этапах жизни ребенком движет любознательность. И выражается это не всегда так, как удобно нам.
Малышу недостаточно взять в руки машинку, посмотреть на неё, покатать и остаться довольным.
Дети – исследователи. Для них любой предмет многофункционален и используется разнообразными способами.
Если мама готовит кушать, малыш может перебирать продукты, кухонные принадлежности, рассыпать муку по полу, а дуршлаг надеть вместо шляпы. Когда папа достанет инструменты, тут же найдёт для них новый вариант применения. Молотком легко разбить стакан, а гвозди оставляют следы на шкафу. С рождения дети исследуют этот мир, получают новый чувственный опыт, который необходим для создания четкого восприятия окружающего мира. От того насколько качественно ребенок слышит, видит и воспринимает окружающее зависит успех развития. Насколько хорошо развиты его сенсорные системы.
Человек имеет 5 путей получения информации. Зрительный – глаза, слуховой – уши, обонятельный – нос, тактильный – кожа, вестибулярный – координация и проприоцептивный – наши суставно—мышечная система.
Последний канал самый интересный. Он приводит наше тело в движение, помогает нам ощутить себя. Это основа развития.
Для полноценной работы мозгу нужно развить все пути получения информации.
В момент, когда ребенок собирает пирамидку из кубиков, он одновременно задействует три и больше сенсорных канала. Зрение, чтобы увидеть кубик, оценить расстояние и направить руку. Суставно-мышечный и тактильный – рассчитать силу сдавливания для захвата предмета. Вестибулярный – скоординировать и выстроить пирамидку. Чтобы научиться этому, необходимо организовать свои чувства, что бывает совсем непросто.
Становится понятным,
что хорошая база ощущений — залог успеха.
Что бы ее восполнить дети интуитивно стремятся прыгать, бегать, трогать, рассматривать, перемещать, карабкаться, вертеться и др. Всем нам было сложно научиться ездить на велосипеде. А кому-то это и сейчас кажется невозможным. Не с проста. Ведь это одно из самых сложнейших действий.
Мы используем практически все системы одновременно. Что бы видеть дорогу, держаться на весу, слышать звуки для безопасности, определить силу нажатия педалей, рассчитать расстояние до преграды и многое другое. Для освоения этого навыка нужна хорошая база сенсорного опыта.
Глядя на малыша, которому сложно освоить катание на велосипеде, мы понимаем, что страх его не безоснователен. Возможно он где-то недополучил ощущений, а потому чувствует себя неуверенно.
Часто как дети, так и взрослые получают перегрузку одного канала, и в это время не добирают в других.
К примеру, когда малыш засиживается за просмотром мультфильмов, играми за компьютером. Много стимулов припадает на зрительный и слуховой, а двигательный и другие остаются без подпитки. После завершения просмотра тело стремительно ищет возможность восполнить недостаток впечатлений.
Так как сенсорные каналы связаны, перегруз в одном будет нести недостаток ощущений в другом. У ребенка появляется желание физически проявить себя.
Те самые любимые двигательные игры: толкание, падение, прыжки, бросание мяча, догонялки и др. Если «оторваться на полную» нет возможности, потребность восполняется тем что есть, любимыми или нелюбимыми игрушками, новыми и дорогими, хрупкими или прочными.
Дети не делят предметы на категории, как взрослые. А используют, как подсказывает тело.
К примеру, ребёнок швыряет игрушки об стену, либо вместо катания машинки по воображаемой дороге устраивает массовые аварии.
Это поведение движимо нехваткой информации в суставно-мышечной системе, глубинных ощущений, которые интуитивно будут восполняться доступным способом.
Играми с громкими звуками, ударами игрушек о твердую поверхность, отрыванием деталей, толчками друг друга, падением. Делают всё, чтобы насытиться глубинными ощущениями собственного тела, прочувствовать себя.
Родители могут наблюдать, как дети «заводятся» в таких играх, доходят до сильного удара и, насытившись, успокаиваются.
Для восполнения недостатка тактильных ощущений, используют игры, где кожа получит как можно больше информации: игры в лужах, грязи, станут обмазывать себя кремами и красками, стремиться к прикосновениям, держать предмет в руках и т.д.
Вестибулярный аппарат очень важен.
У каждого он по-разному чувствителен. Одни с удовольствием катаются на качелях, а другие избегают покачивания. Эту систему мы тренируем в течение дня. Часто меняя положение тела. Но лучший способ для детей – качели, карусели и балансиры.
Как только у вас возникнет вопрос «Почему он ломает игрушки?», остановитесь, проявите терпение и понаблюдайте за игрой. Попытайтесь почувствовать то, что чувствует ребёнок в этот момент. И тогда вы сможете предложить игру, в которой он найдёт нужную подпитку.
Каждый день детям необходимо получать разнообразный опыт ощущений.
Всем без исключения: как самым маленьким, так и школьникам.
Бегать, кричать, кувыркаться, висеть на дереве, пинать мяч, бить боксёрскую грушу, занятия с водой и песком, красками и кремами, твёрдыми материалами и др.
Пусть ваш малыш узнаёт разные звуки, разные ритмы. Разрешите ему и самому создавать музыку – постучать ложкой по кастрюле, или столу. Чем разнообразнее репертуар, тем насыщеннее опыт.
Даже малыши в песочницах сами находят себе нагрузку. Набирать песок в ведро и переносить в другое место, ломать и сдавливать только что выстроенную башню. Эти действия доставляют массу удовольствий.
Не стоит ограничивать детей в играх. Создавайте для них благоприятные условия.
На сегодняшний день рынок детских товаров переполнен сенсорными предложениями и в домашних условиях их не меньше. С рождения стремитесь расширить спектр ощущений ребёнку.
Пусть в окружении будет дерево, ткани и нитки, природные материалы с разнообразной текстурой. Это интересно и познавательно даже в старшем возрасте.
Любите детей, вдохновляйте и наполняйте жизнью. И они ответят вам тем же!
За дополнительно информацией и консультацией вы всегда можете обратиться к специалистам нашей сенсорной комнаты.