«Как научить ребенка говорить?» – вопрос сложный. Как научить маленькую несмышленую кроху (а может уже и не совсем кроху, а 2 х -3 х , а то и 4 х -5 ти летнего ребенка) делать то, чему он должен был научиться сам из подражания взрослым, да так и не научился? Когда ребенок начинает говорить? Во сколько говорят дети четко и грамотно? Многие родители сейчас не имеют об этом четкого представления. Сейчас такое огромное количество детей не говорят еще в 3 года, что родители начинают видеть в этом обычное детское развитие.
Итак, какие же есть этапы развития речи?
- Крики – возникают с рождения.
- Гуление (протяжное воспроизведение гласных и слогов «гу, ги, агу») – с 2 до 5 месяцев.
- Лепет (цепочки одинаковых слогов «ма-ма-ма-ма-ма…») – в 4-7 месяцев.
- Слова образуются из укороченных лепетных цепочек (например, «ма-ма») – в 10-12 месяцев.
Примерно в таком ритме у малыша должен увеличиваться словарный запас:
- 1 год – 5-9 слов;
- 1,5 года – 20-30 слов;
- 2 года – от 50 до 200 слов, короткая фраза из 2 слов;
- 3 года – от 800 до 1000 слов, употребляют предлоги (в, на, у…);
- 4 года – грамматически правильная речь, развернутые предложения.
При этом в 4 года ребенок может еще не выговаривать ряд сложных звуков. Родители обычно бьют тревогу из-за звука «Р», хотя в этом возрасте не выговаривать его вполне допустимо. Это самый сложный для произношения звук и появляется обычно позже других (к 5-6 годам). А вот шипящие и свистящие должны появиться раньше, уже к четырем. Хорошая буква «Л» – к 5 годам.
Посмотрите, пожалуйста, на этапы развития речи и отметьте, на каком из них Ваш ребенок задержался? Когда мы сможем установить, на каком этапе происходит задержка речевого развития, мы поймем, что делать и как научить ребенка говорить.
Как это все устроено? Что влияет на речь ребенка?
Важно понять, почему ребенок не разговаривает. Вы, возможно, будете очень удивлены, но речь рождается из движения. Ведь речь и обеспечивается движением и тонусом мышц рта, языка, дыханием. А за движение (ползание, ходьбу), его координацию, тонус мышц, дыхание и, в итоге, за запуск речи у ребенка отвечает ствол мозга, который также называют энергетическим центром.
Этот отдел расположен около шеи и соединяется со спинным мозгом. Поэтому, если у ребенка было обвитие пуповиной, гипоксия или кривошея, нарушаются функции ствола мозга. Также этот отдел страдает, если беременность была осложненная токсикозом, отеками, анемией, болезнями, стрессами или были тяжелые роды. Ведь этот отдел мозга закладывается первым и первым и страдает. Тогда, как следствие, вы можете наблюдать беспокойное поведение ребенка, плохой сон, частый плач, повышенный или пониженный тонус, тремор. В дальнейшем может развиться гиперактивность или медлительность, нарушение речи и проблемы с поведением.
Многие родители, обращаясь к нам на консультацию, отмечают: «Ребенок не хочет говорить» или «Он как будто лениться говорить», или «Я вижу, что у него с интеллектом все в порядке, но почему ребенок не разговаривает? Как научить ребенка говорить?»
Первые внешние признаки, что с речью действительно что-то не так
Речь – это самый энергетически затратный процесс. При перечисленных в предыдущем абзаце осложнениях энергетический центр мозга ребенка функционирует плохо. Малыш действительно, будет экономить силы, если энергии мало. И тогда, кажется, что ребенок не хочет говорить или лениться. Если вы думаете, что у вашего ребенка энергии хоть отбавляй, потому, что он бегает по потолку, то знайте: он просто накручивает себя, как самозаводящаяся машинка. Доказать, что у гиперактивного ребенка, на самом деле, мало энергии очень просто. Достаточно посмотреть на гиперактивных школьников. Стоит им дать задание, требующее концентрации внимания и воли, как они мгновенно устают.
Что же делать? Как улучшить речь ребенка?
Некоторые родители начинают показывать ребенку картинки для развития речи, называя слова. Чудесно. Но не доходите до абсурда. Мама на консультации говорит: «Я показываю ему карточку «Штаны». Кладу еще несколько других. Прошу «Покажи, где карточка «штаны». Замечательно, как это вам поможет в вашей повседневной жизни? Ведь для маленького ребенка эта картинка еще ни как не связана с его реальными штанами. Вы должны взять его штаны, в которых он ходит, и говорить о них: «Вот штаны», «Давай наденем штаны», «Неси штаны» и так далее. Пока это слово не станет знакомым.
Только позже можно взять картинку и сказать «Здесь нарисованы штаны». Но перед этим ребенок должен все, что вы называете, показывая ему картинки для развития речи, иметь возможность пощупать, понюхать или пожевать. Пока он не пробовал яблоко, нет смысла ему показывать его картинку, ведь у ребенка еще не сложилось представление о нем.
Кроме того, многие родители столкнулись с тем, что ребенок просто не хочет повторять слова. Если у ребенка снижена способность к подражанию, то это представляет проблему для его развития. Вы можете обратиться за консультацией, но прежде проверьте ребенку слух!
А что если начать от простого к сложному, буква за буквой?
Иногда, думая как научить ребенка говорить, начинают учить его буквам, думая, что это поможет малышу. Так делают и многие логопеды – у них такая методика. Обычно, если у ребенка задержка речевого развития, то у него, хорошо работает зрительное восприятие. Потому что мозг так компенсирует недостаток информации, не получаемой через общение. Поэтому есть много детей, которые могут показать нужную букву или даже назвать ее, но так и не начали говорить.
А уж если ребенок выучил букву «я», то очень тяжело бывает привести ребенка к пониманию, что «Я» – это слово, которым мы именуем себя самого. Если вы задумаетесь, то поймете, что в этапах развития речи человека, вообще нет периода, когда он разговаривает отдельными буквами. За исключением нескольких гласных, которые и взрослые используют для выражения эмоций. Даже первые слова – это уже слоги. Например, ребенок говорит на машину «би», на воду «бда».
Речь, общение и буквы – мало связаны и опираться на них стоит, лишь если у ребенка страдает слуховое восприятие. Например, при алалии. Тогда обучение речи идет параллельно с обучением чтению. Что же касается логопедов, то обычно они могут поставить отдельные звуки при нарушении произношения, когда ребенок уже разговаривает, но часто не знают, как вызвать речь, когда ее нет.
Вступайте в бой с гаджетами с помощью простых бесед
Есть очень мощный фактор, мешающий современному ребенку заговорить. Это телевизор, компьютер, планшет, телефон. В период, когда ребенок начинает говорить, если он недополучает живого общения, то ему просто некому подражать. Некоторые отцы ждут, пока ребенок заговорит, чтобы с ним начать разговаривать. Разговаривайте с ребенком! Даже с самым маленьким. Некоторые родители грешат сложными длинными предложениями. Но вы не перед профессором выступаете – рискуете быть непонятым. Говорите короткими простыми фразами, но без сюсюканья.
Один папа рассказывал про своего сына: «Он повторяет слова за телефоном, а за нами не хочет. Как научить ребенка говорить с нами?». Это на самом деле должно насторожить, если ваш ребенок предпочитает живым людям технику, это может быть путем в аутизм. Вообще же, мозг ребенка, особенно с недостаточным функционированием энергетического блока вынужден выбирать, какую информацию ему воспринять легче, а все остальное вытеснять.
Мы уже говорили, о том, что у неразговаривающих детей как компенсация, развивается хорошее зрительное восприятие. Это значит, если ваш ребенок много смотрит телевизор, играет на компьютере, что он будет захвачен яркой легкодоступной зрительной информацией. А вашу речь, которую еще нужно научиться понимать, его мозг будет игнорировать – на ее усвоение просто не будет хватать энергии, и вы для ребенка станете просто шумовым фоном.
Итак, как научить ребенка говорить?
Теперь же, давайте разберемся в ваших желаниях. Когда вы спрашиваете «Как научить ребенка говорить?» – что это значит? Ведь на самом деле вы хотите, чтобы ребенок начал общаться с помощью слов, а не просто говорить. Есть немало детей, да и взрослых, которые умеют говорить, но испытывают при этом трудности общения. Нежелание общаться при умении говорить. А есть дети, которые не умеют говорить, но активно вступают в общение.
То есть вы должны понять, что умение говорить, не исправит нежелание общаться. Есть дети, которые умеют говорить, но не разговаривают с другими, а произносят слова и фразы, никому не адресованные, повторяют по памяти цитаты из мультфильмов или энциклопедий, но общение их не интересует.
Понаблюдайте за ребенком. Ведь общение сначала строиться на телесном уровне.
Обнимает ли вас ребенок? Смотрит ли вам в глаза? Улыбается ли вам? Издает ли какие либо звуки, пусть непонятные, пусть на птичьем языке. Если всего этого нет, то ваш ребенок, прежде всего, испытывает трудности общения, а задержка речевого развития – это лишь следствие. Очень важно понять причину, почему ребенок не разговаривает. Тогда будет понятно, что делать: учить говорить или общаться.
Предпринимаем первые шаги для развития речи ребенка
Если ваш ребенок задержался на этапе гуления или лепета, или у него есть совсем маленький запас слов, необходимо начать развитие речи с того, что уже он умеет. С тех звуков, которые возникают, когда ребенок начинает говорить. Гуление и лепет – это музыкальные звуки. Наши прабабушки прекрасно знали, что нужно делать для развития речи ребенка. Они пели ему колыбельные, потешки, пестушки. Все это развивало:
- навыки общения, начиная с самых важных – на телесно-эмоциональном, на зрительном и на речевом уровнях;
- слух ребенка за счет ритма и мелодики;
- слухоречевую память за счет частой повторяемости;
- словарный запас из доступных детскому пониманию слов.
Зачастую, когда у педагогов спрашивают «как научить ребенка говорить», они рекомендуют развивать мелкую моторику рук. Для таких занятий вам понадобится специальный реквизит, например пальчиковые лабиринты или любые другие игры для развития моторики. Большинство из них довольно просты, но все же лучше проконсультироваться у продавца на счет возраста и других особенностей товара. В любом случае, эти игры не отменяют упорных занятий и бесед с ребенком, а только дополняют их.
Используем специальную гимнастику для речи
Вы можете найти «Пестовальную гимнастику» и, выполняя упражнения из нее, будете развивать не только речь ребенка, но и восприятие своего тела, восприятие самого себя, налаживать его тонус, тем самым нормализуя работу всего мозга ребенка. Сначала петь лучше не слова, а гласные «а-а-а-а», «у-у-у-у» или «о-о-о-о», «э-э-э-э» – как в период гуления, а затем слоги «ма-ма-ма», «му-му-му» на простую мелодию.
Дождитесь, чтоб ребенок начал вам подражать. Можно, напевая, при этом играть с ребенком, делать ему массаж или качать его на руках в ритм мелодии. Качание успокаивает и расслабляет всех детей. Ведь подобное ритмичное покачивание мы все испытываем еще в утробе. Не случайно дети с последствиями тяжелого протекания беременности или родов часто требуют, чтобы их качали не спуская с рук.
Не надо стесняться петь перед своим ребенком. Он принимает родителей, такими, как они есть. Но может оказаться, что ребенок закрывает уши – не принимайте это на свой счет! Значит у ребенка повышенная слуховая чувствительность. Пойте совсем тихо. В любом случае вы можете обратиться на консультацию к нейропсихологу. Но главное – необходимо наладить работу энергетического блока мозга, чтобы у ребенка появились силы на подражание, речь и общение. Делается это с помощью специального комплекса упражнений. В этом вам поможет нейропсихологическая коррекция.